|
Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин |
|
Вертлюг – промежуточное звено между поступательно перемещающимся талевым блоком с крюком, буровым рукавом и вращающейся бурильной колонны. Вертлюг предназначен для подвода бурового раствора во вращающуюся бурильную колонну. Требования: 1. поперечные габариты не должны препятствовать его свободному перемещению вдоль вышки при наращивании бурильной колонны и СПО. 2. быстрая замена в промысловых условиях быстроизшивающихся узлов и деталей. 3. подвод и распределение масла должны обеспечить эффективную смазку и охлаждение трущихся деталей вертлюга. 4. устройство для соединения с талевым блоком должно быть надежным и удобным для быстрого отвода и выноса вертлюга из шурда. Вертлюг обеспечивает возможность вращения бурильной колонны при не вращающихся корпусе и талевой с/с. Основные параметры: 1. динамическая нагрузка; 2. допустимая статическая нагрузка; 3. частота вращения; 4. предельное рабочее давление прокачиваемой жидкости; 5. масса; 6. габаритные размеры. Корпус литой (35 л). Ствол вертлюга 40Х, 40ХН, 38ХГН, 38ХВА, 34ХМ1М. Твердость 280…380НВ. Штроп – 40ХН, 40ХНМА, 38ХГН, 30ХГСА.
Конструкция. Корпус литой, стальной с двумя карманами для присоединения к штропа при помощи пальцев. В корпусе имеется горизонтальная перемычка, служащая опорной поверхностью основной опоры. Над основной опорой находится вспомогательный упорный подшипник, воспринимающий усилия, возникающие вдоль оси от ротора к вертлюгу, и верхней радиальный подшипник. Второй радиальный подшипник централизует ствол вертлюга. Эти подшипники мало нагружены и смазываются консистентной смазкой. Главная опора и низший радиальный подшипник смазываются жидкой смазкой.
На опоры действуют – осевые нагрузки: главная опора воспринимает вес бурильной колонны. Радиальные подшипники – центрируют подвешенный на крюке вертлюг и воспринимают нагрузки, создаваемые его весом и частью веса прикрепленного к нему гибкого шланга. Основные параметры. 1. Допускаемая статическая нагрузка – постоянная осевая нагрузка, которую может выдержать вертлюг без разрушения при невращающемся стволе. 2. Максимальное давление – должно быть не меньше наибольшего давления насоса, используемых в буровой установке соответствующего класса. 3. Диаметр проходного отверстия ствола. с увеличением параметра – снижается скорость ротора, уменьшаются гидравлические потери и износ внутренней поверхности ствола. Следовательно, увеличивается наружный Æ р увеличения скорости и износ ствола, и его уплотнения. 4. Частота вращения ствола вертлюга – совпадает с частотой вращения ствола ротора и изменяется в пределах 15 – 250 об/мин. 5. Высота штропа – должна быть достаточной для соединения вертлюга с крюком талевого механизма.
|